Информационное сообщение

 о заседании круглого стола.

 

            25 февраля 2010 года состоялось традиционное заседание круглого стола Дальневосточной Региональной Палаты Аудиторов, в котором приняли участие руководители аудиторских организаций и их представители Хабаровского края, Приморского края и Амурской области, которые являются членами Московской Аудиторской Палаты и Дальневосточной Региональной Палаты Аудиторов.

 С информацией о Порядке прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации, утвержденном решением Правления Московской Аудиторской Палаты, выступила Лахина Любовь Александровна – Президент Дальневосточной Региональной Палаты Аудиторов.

Любовь Александровна осветила основные моменты Положения о прохождении курсов повышения квалификации, также ознакомила присутствующих с календарным планом проведения курсов в 2010 году, рассказала о механизме составления индивидуального плана ОППК, а также о системе внутреннего контроля выполнения аудиторами индивидуальных учебных планов. Календарный план проведения курсов повышения квалификации аудиторов, членов Московской Аудиторской Палаты России на 2010 год размещен на сайте учебно-методического центра «Аудитор» auditor.ael.ru

            Много времени было уделено проблемам формирования аудиторского заключения с точки зрения Минфина РФ.

Божко Светлана Семеновна – руководитель ООО «Аудит-Капитал» рекомендовала аудиторским организациям при проведении аудита отчетности за 2009 год обратить внимание на Письмо  Минфина  РФ  от 28 января 2010г. за   07-02-18/01 в котором  им сформулированы пожелания по включению для пользователей в аудиторский отчет дополнительной информации (Письменную информацию, либо Краткий отчет собственникам): 

1.Учитывая  экономическую ситуацию в стране, необходимо для исключения аудиторского риска  при планировании объектов проверки экономического субъекта ( генеральной и ключевой совокупно) учитывать влияние  кризиса  на проверяемый субъект. В связи с этим для целей планирования аудита, рассмотрения аудитором ошибок и недобросовестных действий руководства аудируемого лица, анализа состояния внутреннего контроля, выполнения аудиторских процедур по существу, взаимодействия с представителями собственников сохраняют актуальность.

2. При планировании аудита аудитор должен проанализировать, существуют ли какие-либо события или условия, которые обуславливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, что позволит  аудиторам выразить мнение о применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.. В ходе проверки  аудитор должен оценить, имеются ли доказательства существования факторов, которые обуславливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно. Среди таких факторов - убытки на протяжении ряда лет, отрицательная величина оборотного капитала (превышение краткосрочных обязательств над оборотными активами), существенные непогашенные долги, падающий объем или отсутствие перспектив наращивания объема продаж товаров, продукции, работ, услуг, др.

3.Всоответствии со стандартом  1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности", при проверке аудитор выражает мнение о достоверности бухгалтерской отчетности (т.е. оценивает документ, время отражения, полноту отражения, формирование активов и обязательств и т.д.)  Целью аудита не является выявление фактов организации, подготовки и совершения от имени или в интересах аудируемого лица коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения таких правонарушений.
Тем не менее, опираясь на стандарт ФПСАД N 14 "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита" Минфин предлагает  учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом  Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ".  Поскольку  оценка  выполнения аудируемым субъектом требований закона   115-ФЗ  должны быть документально оформлены, на наш взгляд достаточно в план проверки включить аналитические и детальные процедуры по оценке  операций по движению денежных средств по сделкам, превышающим 600000 руб., либо 3000000 руб. при приобретении  объектов основных средств. В зависимости от  результатов проверки (тестирования), информацию включить в отчет аудитора. В случае, если аудиторская компания пожелает, она может в своем внутрифирменном стандарте к ФПСАД  14  разработать тесты, рабочие документы, итоги которых будут оценены в отчете.

4. В указанных рекомендациях Минфин РФ особо обращает внимание на независимость аудиторской организации, аудитора, особенно если аудиторская  компания в рамках  договора на оказание аудиторских услуг оказывает сопутствующие услуги, либо в рамках разных договоров, но при этом  проводит обязательный аудит. В своих внутрифирменных стандартах необходимо особым порядком предусмотреть процедуры контроля за проведением проверки в таких организациях, поскольку рассмотрение угроз независимости и меры предотвращения таких угроз должны быть документально оформлены.

Аналогично по предотвращению угрозы "привычности" персонала, занятого аудитом бухгалтерской отчетности одного и того же аудируемого лица.
Возможными мерами безопасности являются, например, периодическая ротация работников, осуществляющих проверку таких предприятий, или обязательная дополнительная обзорная проверка качества выполнения задания.

5. В рекомендациях имеется существенная информация в части кредитов и займов. Минфин высказал позицию, что на счетах учета не надо отражать  кредит ( займ) в сумме договора.
В соответствии с ПБУ 15/2008 в случае неисполнения или неполного исполнения займодавцем договора займа (кредитного договора) организация-заемщик раскрывает в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности информацию о суммах займов (кредитов), недополученных по сравнению с условиями договора займа (кредитного договора).
В бухгалтерском учете и бухгалтерском балансе организации-заемщика обязательства отражаются в качестве кредиторской задолженности в сумме фактически денежных средств, полученных по договору займа (кредитному договору) и не погашенных на отчетную дату.

6.Обратите  внимание, Минфин РФ предлагает аудиторам проверить наличие в  пояснительной записке  субъекта  информацию о затратах на энергетические ресурсы:

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", начиная с бухгалтерской отчетности за 2009 г., в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности подлежат включению данные о совокупных затратах аудируемого лица на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов.
Указанные данные могут состоять, в частности, из показателей о:
совокупных затратах аудируемого лица на приобретение и потребление всех видов энергетических ресурсов;

 

 

 Дальневосточная Региональная Палата Аудиторов благодарит Божко Светлану Семеновну, руководителя ООО «Аудит-Капитал»  за организацию и подготовку круглого стола.